fortovsky (fortovsky) wrote,
fortovsky
fortovsky

Category:

Нерусский Петербург: кем пугают националисты




УЗБЕКИ
Не секрет, что узбеков в Петербурге много, это самая многолюдная община Северной Венеции. Специалисты Межрегионального центра образования мигрантов стран-участников СНГ Института образования взрослых Российской Академии Образования считают, что в городе находятся 500-600 тысяч трудовых мигрантов-узбеков, около 10 тысяч человек получили гражданство за последние 20 лет.
Другую цифру называет Алиджан Хайдаров, руководитель общества соотечественников Узбекистана «УМИД» - по его «неподтвержденным» данным, в Петербурге насчитывается 240 тысяч узбеков.
Согласно исследованию лаборатории социологии образования и науки Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, многие учителя и директора школ отмечали, что в последние годы в школах появляется больше детей из Средней Азии.
Узбекский Петербург http://www.mr7.ru/news/city/story_42921.html
История: Всплеск иммиграции узбеков пришелся на последнее десятилетие - это было связано с распадом СССР и плохой экономической обстановкой в Узбекистане. Изначально небольшое количество узбеков появилось в Санкт-Петербурге в конце XIX века (это были образованные люди), в советское время они в основном приезжали сюда учиться.
Места: Узбеки проживают в Адмиралтейском, Московском, Выборгском, Приморском, Центральном, Фрунзенском, Кировском, Петроградском районах, на Васильевском острове (можно сказать, что везде, где есть товарищества собственников жилья). Интересно, что в городе существуют плотные поселения узбеков по принципу «землячества»: к примеру, самаркандские узбеки проживают в районе Торжковского рынка (в том числе Торжковская улица). Узбеки из Ферганской долины селятся на Уральской улице Васильевского острова, ташкентские проживают в районе Калининской базы и Сенной площади.
Работа: Работают выходцы из Узбекистана в основном в ТСЖ, на стройках, водителями общественного транспорта и такси, убирают гипермаркеты города.
При этом руководитель Межрегионального центра образования мигрантов Махсуд Абдужаббаров считает, что только 0,01% из всех находящихся в Петербурге узбеков хотят остаться в городе навсегда, подавляющее же большинство хочет заработать денег и вернуться на родину. Специалист это объясняет так: «Во-первых, в Узбекистане живут их семьи, во-вторых, квартира-студия в Петербурге стоит около 80 тысяч долларов. На родине узбек купит участок земли за 20 тысяч, за 10 тысяч – машину, еще за 20 – магазин. В общем, будет жить как в сказке».

ТАДЖИКИ
Цифры по количеству выходцев из Таджикистана, находящихся в Петербурге, расходятся: представители центра образования мигрантов считают, что трудовых мигрантов-таджиков в городе около 300 тысяч (гражданство получили около 50-70 тысяч человек). В общественных организациях называют двухзначные цифры: «по неточным данным» около 20 тысяч (председатель Санкт-Петербургской общественной организации таджикистанцев «Аджам» Мурод Усманов) и около 45 тысяч человек (президент общественной организации общества дружбы российского и таджикского народа «Сомониен» Ахтанбек Махмадов).
История: Первое появление таджиков в Петербурге похоже на «узбекское» – в конце XIX века сюда приехало небольшое число образованных людей. Плотные отношения у таждикистанцев с Ленинградом сложились в советское время: тогда по соглашению дети из Таджикистана учились в Северной столице, здесь печатались учебники для таджикских школ. Кроме того, в Таджикистан передавалось оборудование ленинградских институтов, Северная столица помогала этому государству в создании научных кадров (наши ученые тоже уезжали туда работать). В последние годы наблюдается всплеск иммиграции – он связан с гражданской войной в Таджикистане в 90-х годах и тяжелой экономической ситуацией в стране.
Места: Таджики в основном проживают в Центральном и Адмиралтейском районах.
Работа: Работают граждане Таджикистана на всех рынках города (в том числе на «Апрашке»), в такси, частично – в ТСЖ.


АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ
В Петербурге более 380 тысяч азербайджанцев – такую цифру называют в национально-культурной автономии азербайджанцев Санкт-Петербурга.
История: Первые приезды представителей этой национальности в Северную столицу – посольские, их относят к началу XIX века. В 40-х годах этого же века азербайджанцы служат в горском полуэскадроне Его Императорского Величества. В конце XIX - начале XX веков в Петербурге живут азербайджанские студенты и представители интеллигенции, их единицы. После развала СССР в Северную столицу идет поток иммигрантов из Азербайджана, здесь создается одна из первых национально-культурных автономий азербайджанцев – это, по мнению этнографа Владимира Дмитриева, «заявка» остаться в городе навсегда.
Места: Преимущественно азербайджанцы живут в Невском, Фрунзенском и Красногвардейском районах. Основная деятельность: предпринимательство (торговля, общепит), спорт, наука, студенты.
Работа: В автономии отмечают, что азербайджанцы работают в образовательных учреждениях, правоохранительных органах.
В лаборатории ВШЭ отметили, что популярное среди «петербуржских» азербайджанцев частное учебное заведение - Полицейский колледж, который готовит юристов (потом идут работать в милицию). Кстати, желаемые профессии для детей мигрантов (озвученные ими самими и их родителями) - врач и милиционер. Многие азербайджанские мальчики в Петербурге занимаются боксом, спортивными единоборствами, ходят в качалку, девочки увлекаются танцами. Практически все азербайджанские дети, живущие в Петербурге, знают родной язык.

МОЛДАВАНЕ
Сейчас, по данным Центра образования мигрантов, в городе на Неве проживает 40-50 тысяч молдаван.
История: Одним из первых молдаван, появившихся в Петербурге, был Антиох Кантемир. В советское время молдаване приезжали в Петербург учиться, после распада Союза произошел всплеск иммиграции из Молдавии.
Места: Проживают молдаване в основном в Колпинском, Центральном, Красносельском районах, Васильевском острове и на севере города. Многие стремятся стать российскими гражданами. Как рассказал один из представителей общины, до последнего времени гражданство проще можно было получить, прописавшись в непризнанной республике Приднестровье.
Работа: В Петербурге практически все представители этой национальности трудятся в строительстве (но есть и те, кто работает в медицине, искусстве, преподают), так как в Молдавии строительное образование дается бесплатно.

ГРУЗИНЫ
Грузин в Петербурге, по словам вице-президента Грузинской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга Бориса Берулавы - до 40 тысяч.
История: Эта диаспора, по словам этнографа Владимира Дмитриева, старейшая в Санкт-Петербурге (существует практически с создания Северной столицы). Тогда выходцы из Грузии являлись элитой общества, занимали ключевые посты во власти. После 60-х годов XIX века в Петербург приезжали студенты – их, уезжавших из Грузии в Россию, называли: «хлебнувшие воды Терека». В советское время грузин в Петербурге прибавилось, после распада СССР к нам прибыли беженцы из Западной Грузии и Абхазии.

КИРГИЗЫ
По данным центра образования мигрантов, киргизов в Петербурге – около 22 тысяч человек. По словам председателя Киргизской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга Джамили Баратовой, в городе находятся 3-3,5 тысячи выходцев из Киргизской республики.
История: По информации Дмитриева, киргизы появились в Петербурге во второй половине XIX века – в основном, это были представители знати.
Места: Сейчас киргизы проживают в Центральном, Красногвардейском, Адмиралтейском, Фрунзенском, Невском районах.
Работа: Работают в основном на стройках, в ТСЖ, женщины – горничными в отелях.

АРМЯНЕ
Председатель совета Региональной Санкт-Петербургской армянской национально-культурной автономии Карен Мкртчян говорит, что в Петербурге приблизительно 50-60 тысяч армян.
«Здесь армяне чувствуют себя в родной среде. Мы народы христианских культур, поэтому ощущаем себя, как дома», - замечает Мкртчян.
Армяне – старая община, которая образовалась здесь еще при создании Петербурга. К этому времени армяне были расселены по разным государствам Европы и Азии, поэтому, как только образовался новый город, в нем появилась армянская диаспора. На момент создания это были отдельные семьи с дальними международными связями, но уже к 1717 году в Петербурге образовалась стабильная этническая группа, ее представители в основном являлись торговцами. В XIX веке армян-торговцев «разбавили» армяне-служивые. В советское время в петербуржской армянской общине «нарастают» разные общественные слои, но всегда - с хорошим образовательным цензом (кстати, и армян, и грузин выделяет хорошая грамотность – замечает этнограф Владимир Дмитриев).
Места: Представители этой национальности проживают во всех районах города, но большинство в Красногвардейском, Центральном, Невском.
Работа: «Петербургские» армяне, по словам председателя совета автономии, занимаются наукой, искусством, предпринимательством (от фармацевтики до строительства).

ЕВРЕИ
«К сожалению, мы не располагаем сколько-нибудь надежными сведениями на счет количества евреев в Петербурге, - замечает директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга Александр Френкель. - Данные предпоследней переписи населения (согласно ей в 2002 году в городе проживало 36 570 евреев) являются заниженными в несколько раз. Причины к тому - большая и сложная тема, но основная причина простая - откровенно некачественное проведение переписи. Последняя перепись проводилась не лучше, но ее результаты пока не опубликованы. Единственная реальная цифра, на которую мы можем опереться, - в базе данных еврейского благотворительного центра «Хэсэд Авраам» более 30 000 клиентов. Это означает, что только пожилых евреев - пенсионеров и инвалидов, получающих различную помощь от еврейских общинных структур, именно столько - более 30 000. Дело осложняется тем, что вопрос «кого считать евреем» - достаточно сложен. Не буду здесь тратить время на его освещение. Скажу лишь, что в зависимости от определения еврейства и других аспектов оценки численности еврейского населения города колеблются от 100 до 200 тысяч человек. Но это именно оценки».
История: Евреи из европейского населения жили в Петербурге еще при Петре I, причем некоторые из них занимали значительные посты во власти. Николай I пытался выселить евреев. Приток представителей этой национальности в Северную столицу «дает» Первая и Вторая мировые войны. После Второй мировой евреи занимают в Петербурге 3-4 место по численности. Отъезд представителей этой национальности из города начинается с конца 60-х годов прошлого столетия. Сейчас в Петербурге остались только связанные со страной евреи (так называемые «русские») – все остальные, кто желал эмигрировать, уехали.
Места: Френкель отметил, что в Петербурге нет районов преимущественного сосредоточения еврейского населения.
Работа: Сферы профессиональной деятельности петербургских евреев - наука, культура, образование, бизнес.

ТАТАРЫ
Исполнительный директор Татарской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга Ирина Журавлева отмечает, что в городе по неофициальным данным проживает около 100 тысяч татар.
История: Татары – это старый этнос для Петербурга. В самом начале XVIII они переселялись в город с Поволжья (это были мастеровые, а также люди, поставлявшие лес). Отслужив в Петербург в армии, они оставались в городе – работали, к примеру, дворниками. В конце XIX века численность татар в Петербурге увеличилась, в то время представители этой национальности имели специализацию, связанную с лошадьми (извозчики, конные рынки), а также работали половыми и буфетчиками.
Места: Компактно они не селятся – «разбросаны» по всем районам города (известно, что в Красносельском районе их проживает две с половиной тысячи человек). Возможно, их больше на Петроградской стороне (здесь расположен Татарский переулок, раньше находилась Татарская слобода).
Работа: Сейчас татары трудятся во всех сферах (в том числе врачи, артисты, художники, скульпторы, работники культуры, в ресторанах), они представлены в руководстве нефтяных компаний и банков.
УКРАИНЦЫ И БЕЛОРУСЫ
По данным центра образования мигрантов, белорусов в Петербурге около 95 тысяч, украинцев - порядка 90 тысяч.
Справка "МР"
Точное число представителей той или иной национальности неизвестно. Окончательные итоги переписи 2010 года в отношении численности и национального состава населения России будут получены до 30 июня 2012 года. Но если бы они и были, принять их за чистую монету все же сложно: вряд ли переписчики спускались, к примеру, в петербургские подвалы, в которых порой проживают узбеки.
Этнограф: "Образованные представители любых наций уезжают из Петербурга"
«Русские являются представителями основной национальности в Петербурге, - говорит научный сотрудник главной категории отдела этнографии народов Кавказа и Средней Азии Российского этнографического музея Владимир Дмитриев. – За ними следуют восточно-славянские народы. Тройку самых многочисленных национальностей в Северной столице, по данным последних переписей, замыкают татары. До конца 80-х годов третьими являлись евреи, но из-за массовой эмиграции «уступили» это место». По словам Дмитриева, по численности населения к тройке лидеров приближаются азербайджанцы – те, кто приехал в Петербург, определили этот город как место постоянного проживания.
«До развала Союза узбеков в Петербурге были единицы. В последнее время наблюдается прирост «узбекско-таджикского» населения, - продолжает ученый. - Причем поток идет из необычной области для Петербурга: для нас свойственны европейские связи, а восток – это совершенно другие пути.
В XX веке Петербург вообще терял европейское население – люди возвращались в свои государства. В постсоветское время этот поток только усиливался: Петербургу в большинстве своем была необходима неквалифицированная рабочая сила, а квалифицированный труд лучше оплачивался за границей.
Сейчас есть небольшой приток (гораздо меньший, чем предполагался) русских из стран СНГ и приток так называемой трудовой миграции (в последнее время приезжают из региона Средней Азии).
Уже сейчас мы можем наблюдать отъезд части грузинского населения из Санкт-Петербурга на родину. Люди считают, что в Грузии происходят положительные перемены, и есть смысл жить там. Кроме того, идет постоянный отток русских на Запад. Да и представители образованных слоев других национальностей также будут туда уезжать».
УФМС: 1060108 иностранцев стоят на учете
По данным УФМС, в 2011 году на миграционный учёт в Санкт-Петербурге и Ленинградской области поставлено 1060108 иностранных граждан. "На миграционный учёт встают все иностранные граждане и лица без гражданства, которые находятся в субъекте РФ, - отмечает ведущий специалист-эксперт ОПОиОС УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области А. Рогов. - На основании вида на жительство проживает 6191 человек»
По информации УФМС, в 2011 году на Санкт-Петербург выделено 197253 квоты на иностранную рабочую силу (в прошлом году – 210066, в 2008 году - 236534), на Ленобласть – 17000 (в прошлом году -18367, в 2008 году - 41326). Причем требований о том, из каких стран должны приезжать рабочие, нет.
СОЦИОЛОГИ: Многие дети иностранцев считают себя русскими
Лаборатория социологии образования и науки Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ проводила исследование «Дети-мигранты в российских школах». Оказалось, что детей-мигрантов в Петербурге значительно меньше, чем принято думать – к «заметным меньшинствам» относятся всего 6,8% школьников.
Среди них азербайджанцы составляют одну пятую часть, армяне – одну шестую, представителей остальных этнических групп еще меньше. В исследовании также отмечается, что довольно много семей приезжает из других регионов России.
«Успеваемость детей в зависимости от национальности не различается, - замечает заместитель директора Санкт-Петербургского филиала Национального университета - Высшая школа экономики, заведующий лабораторией социологии образования НИУ ВШЭ Даниил Александров. - По крайней мере, на наших данных ни о каких отличиях детей по национальностям говорить невозможно. Ни в отношении учебы, ни в отношении интеграции. Все зависит от уровня образования и культурной среды в семье и от возраста, в котором ребенок приехал в Россию. Скажем, если ребенка привезли очень рано, и он ходил в детский сад в СПб, а дома родители помогают ему с уроками, то в средней школе он уже интегрирован и адаптирован на уровне местных жителей и не имеет никакого значения, из какой страны он приехал. Если же учащегося привезли в 14 лет, а русским языком до этого почти не пользовался, то опять же не имеет значения, из какой страны он приехал – подростку будет трудно адаптироваться, и школе придется затратить много усилий».
Исследование лаборатории не выявило концентрации детей-мигрантов в каких-то районах - в каждом есть одна или несколько школ, где детей мигрантов больше, чем в других школах (15-25%). Достоинствами нерусских детей учителя называли послушание, стремление учится, индивидуальные психологические свойства, но негативно оценивали успеваемость. Преподаватели отмечали, что родители мигрантов очень послушные. Как правило, они контролируют перемещения детей в школу и из нее, потому что беспокоятся за детей (нерусские дети не гуляют на улице одни).
Иноэтничные мигранты чаще, чем русские дети, называли своими друзьями родственников, детей друзей и знакомых своих родителей – это, по мнению специалистов лаборатории, подтверждает гипотезу о более плотных этнических связях мигрантов. Наиболее включены в этнические сети армянские и азербайджанские дети. Интересно, что русские дети при выборе друзей не обращают внимания на национальность, нерусские в основном дружат со «своими». В ходе исследования и дети, и взрослые отмечали, что в семье празднуют религиозные праздники, соблюдают обряды, ходят на концерты исполнителей из бывших республик (особенно азербайджанцы и армяне).
«Если говорить о том, дети каких национальностей настроены продолжить здесь учиться и остаться жить, то многое зависит от состояния дел в обществе, из которого приехала семья, - замечает Александров. - В Казахстане и Грузии состояние экономики и политики лучше, чем в других странах Евразии, и подростки из этих стран чаще думают о возможности возвращения, а не продолжения жизни в России. Надо сказать, что молодежь внимательно смотрит на возможности, и многое зависит от локальных возможностей - если есть надежда на успешную карьеру в городе, из которого приехала семья, об этом думают, а если нет, то все надежды на работу в России. И это не только экономическая прагматика, но условия жизни в целом, вера в будущее. После событий на Манежной площади многие семьи, особенно в московском регионе, стали думать о возвращении детей к бабушкам и дедушкам».
Любопытно - в ходе исследования многие нерусские дети на вопрос о том, к какому народу или национальности они себя относят, отвечали, что считают себя русскими или затруднялись с ответом.
http://www.mr7.ru/news/society/story_46499.html
Tags: Питер, гастарбайтеры, мигранты, таджики, узбеки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Доброе утро, новые нормальные

    - Прошедшей ночью в Воронеже сожгли машину мобильной вакцинации. - Вчера местные жители Кемерово ворвались в городскую больницу и уничтожили партию…

  • Хит

    вот напоминают. Солисты кабаков на новогодних корпоративах будут в плюсе.

  • Поиск виноватых. Изыскание резервов

    Перед выборами активно раскручивались темы педофилов и мигрантов. Выборы прошли, и оказалось, что темы эти неисчерпаемые. Поводы - через день. Про…

promo fortovsky march 4, 2019 21:24 7
Buy for 10 tokens
Как оказалось, сюда не запиливал... Вчера, кстати, был День писателя, поэтому всех поэтов и литераторов, в первую очередь непризнанных, с прошедшим) Хотел быть космонавтом На Маргс свегшить полет, Потом стать офицергом Мечтал которгый год. Семью не выбиргают, А свергху нам дана, Папашка все на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments