?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




УЗБЕКИ
Не секрет, что узбеков в Петербурге много, это самая многолюдная община Северной Венеции. Специалисты Межрегионального центра образования мигрантов стран-участников СНГ Института образования взрослых Российской Академии Образования считают, что в городе находятся 500-600 тысяч трудовых мигрантов-узбеков, около 10 тысяч человек получили гражданство за последние 20 лет.
Другую цифру называет Алиджан Хайдаров, руководитель общества соотечественников Узбекистана «УМИД» - по его «неподтвержденным» данным, в Петербурге насчитывается 240 тысяч узбеков.
Согласно исследованию лаборатории социологии образования и науки Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, многие учителя и директора школ отмечали, что в последние годы в школах появляется больше детей из Средней Азии.
Узбекский Петербург http://www.mr7.ru/news/city/story_42921.html
История: Всплеск иммиграции узбеков пришелся на последнее десятилетие - это было связано с распадом СССР и плохой экономической обстановкой в Узбекистане. Изначально небольшое количество узбеков появилось в Санкт-Петербурге в конце XIX века (это были образованные люди), в советское время они в основном приезжали сюда учиться.
Места: Узбеки проживают в Адмиралтейском, Московском, Выборгском, Приморском, Центральном, Фрунзенском, Кировском, Петроградском районах, на Васильевском острове (можно сказать, что везде, где есть товарищества собственников жилья). Интересно, что в городе существуют плотные поселения узбеков по принципу «землячества»: к примеру, самаркандские узбеки проживают в районе Торжковского рынка (в том числе Торжковская улица). Узбеки из Ферганской долины селятся на Уральской улице Васильевского острова, ташкентские проживают в районе Калининской базы и Сенной площади.
Работа: Работают выходцы из Узбекистана в основном в ТСЖ, на стройках, водителями общественного транспорта и такси, убирают гипермаркеты города.
При этом руководитель Межрегионального центра образования мигрантов Махсуд Абдужаббаров считает, что только 0,01% из всех находящихся в Петербурге узбеков хотят остаться в городе навсегда, подавляющее же большинство хочет заработать денег и вернуться на родину. Специалист это объясняет так: «Во-первых, в Узбекистане живут их семьи, во-вторых, квартира-студия в Петербурге стоит около 80 тысяч долларов. На родине узбек купит участок земли за 20 тысяч, за 10 тысяч – машину, еще за 20 – магазин. В общем, будет жить как в сказке».

ТАДЖИКИ
Цифры по количеству выходцев из Таджикистана, находящихся в Петербурге, расходятся: представители центра образования мигрантов считают, что трудовых мигрантов-таджиков в городе около 300 тысяч (гражданство получили около 50-70 тысяч человек). В общественных организациях называют двухзначные цифры: «по неточным данным» около 20 тысяч (председатель Санкт-Петербургской общественной организации таджикистанцев «Аджам» Мурод Усманов) и около 45 тысяч человек (президент общественной организации общества дружбы российского и таджикского народа «Сомониен» Ахтанбек Махмадов).
История: Первое появление таджиков в Петербурге похоже на «узбекское» – в конце XIX века сюда приехало небольшое число образованных людей. Плотные отношения у таждикистанцев с Ленинградом сложились в советское время: тогда по соглашению дети из Таджикистана учились в Северной столице, здесь печатались учебники для таджикских школ. Кроме того, в Таджикистан передавалось оборудование ленинградских институтов, Северная столица помогала этому государству в создании научных кадров (наши ученые тоже уезжали туда работать). В последние годы наблюдается всплеск иммиграции – он связан с гражданской войной в Таджикистане в 90-х годах и тяжелой экономической ситуацией в стране.
Места: Таджики в основном проживают в Центральном и Адмиралтейском районах.
Работа: Работают граждане Таджикистана на всех рынках города (в том числе на «Апрашке»), в такси, частично – в ТСЖ.


АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ
В Петербурге более 380 тысяч азербайджанцев – такую цифру называют в национально-культурной автономии азербайджанцев Санкт-Петербурга.
История: Первые приезды представителей этой национальности в Северную столицу – посольские, их относят к началу XIX века. В 40-х годах этого же века азербайджанцы служат в горском полуэскадроне Его Императорского Величества. В конце XIX - начале XX веков в Петербурге живут азербайджанские студенты и представители интеллигенции, их единицы. После развала СССР в Северную столицу идет поток иммигрантов из Азербайджана, здесь создается одна из первых национально-культурных автономий азербайджанцев – это, по мнению этнографа Владимира Дмитриева, «заявка» остаться в городе навсегда.
Места: Преимущественно азербайджанцы живут в Невском, Фрунзенском и Красногвардейском районах. Основная деятельность: предпринимательство (торговля, общепит), спорт, наука, студенты.
Работа: В автономии отмечают, что азербайджанцы работают в образовательных учреждениях, правоохранительных органах.
В лаборатории ВШЭ отметили, что популярное среди «петербуржских» азербайджанцев частное учебное заведение - Полицейский колледж, который готовит юристов (потом идут работать в милицию). Кстати, желаемые профессии для детей мигрантов (озвученные ими самими и их родителями) - врач и милиционер. Многие азербайджанские мальчики в Петербурге занимаются боксом, спортивными единоборствами, ходят в качалку, девочки увлекаются танцами. Практически все азербайджанские дети, живущие в Петербурге, знают родной язык.

МОЛДАВАНЕ
Сейчас, по данным Центра образования мигрантов, в городе на Неве проживает 40-50 тысяч молдаван.
История: Одним из первых молдаван, появившихся в Петербурге, был Антиох Кантемир. В советское время молдаване приезжали в Петербург учиться, после распада Союза произошел всплеск иммиграции из Молдавии.
Места: Проживают молдаване в основном в Колпинском, Центральном, Красносельском районах, Васильевском острове и на севере города. Многие стремятся стать российскими гражданами. Как рассказал один из представителей общины, до последнего времени гражданство проще можно было получить, прописавшись в непризнанной республике Приднестровье.
Работа: В Петербурге практически все представители этой национальности трудятся в строительстве (но есть и те, кто работает в медицине, искусстве, преподают), так как в Молдавии строительное образование дается бесплатно.

ГРУЗИНЫ
Грузин в Петербурге, по словам вице-президента Грузинской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга Бориса Берулавы - до 40 тысяч.
История: Эта диаспора, по словам этнографа Владимира Дмитриева, старейшая в Санкт-Петербурге (существует практически с создания Северной столицы). Тогда выходцы из Грузии являлись элитой общества, занимали ключевые посты во власти. После 60-х годов XIX века в Петербург приезжали студенты – их, уезжавших из Грузии в Россию, называли: «хлебнувшие воды Терека». В советское время грузин в Петербурге прибавилось, после распада СССР к нам прибыли беженцы из Западной Грузии и Абхазии.

КИРГИЗЫ
По данным центра образования мигрантов, киргизов в Петербурге – около 22 тысяч человек. По словам председателя Киргизской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга Джамили Баратовой, в городе находятся 3-3,5 тысячи выходцев из Киргизской республики.
История: По информации Дмитриева, киргизы появились в Петербурге во второй половине XIX века – в основном, это были представители знати.
Места: Сейчас киргизы проживают в Центральном, Красногвардейском, Адмиралтейском, Фрунзенском, Невском районах.
Работа: Работают в основном на стройках, в ТСЖ, женщины – горничными в отелях.

АРМЯНЕ
Председатель совета Региональной Санкт-Петербургской армянской национально-культурной автономии Карен Мкртчян говорит, что в Петербурге приблизительно 50-60 тысяч армян.
«Здесь армяне чувствуют себя в родной среде. Мы народы христианских культур, поэтому ощущаем себя, как дома», - замечает Мкртчян.
Армяне – старая община, которая образовалась здесь еще при создании Петербурга. К этому времени армяне были расселены по разным государствам Европы и Азии, поэтому, как только образовался новый город, в нем появилась армянская диаспора. На момент создания это были отдельные семьи с дальними международными связями, но уже к 1717 году в Петербурге образовалась стабильная этническая группа, ее представители в основном являлись торговцами. В XIX веке армян-торговцев «разбавили» армяне-служивые. В советское время в петербуржской армянской общине «нарастают» разные общественные слои, но всегда - с хорошим образовательным цензом (кстати, и армян, и грузин выделяет хорошая грамотность – замечает этнограф Владимир Дмитриев).
Места: Представители этой национальности проживают во всех районах города, но большинство в Красногвардейском, Центральном, Невском.
Работа: «Петербургские» армяне, по словам председателя совета автономии, занимаются наукой, искусством, предпринимательством (от фармацевтики до строительства).

ЕВРЕИ
«К сожалению, мы не располагаем сколько-нибудь надежными сведениями на счет количества евреев в Петербурге, - замечает директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга Александр Френкель. - Данные предпоследней переписи населения (согласно ей в 2002 году в городе проживало 36 570 евреев) являются заниженными в несколько раз. Причины к тому - большая и сложная тема, но основная причина простая - откровенно некачественное проведение переписи. Последняя перепись проводилась не лучше, но ее результаты пока не опубликованы. Единственная реальная цифра, на которую мы можем опереться, - в базе данных еврейского благотворительного центра «Хэсэд Авраам» более 30 000 клиентов. Это означает, что только пожилых евреев - пенсионеров и инвалидов, получающих различную помощь от еврейских общинных структур, именно столько - более 30 000. Дело осложняется тем, что вопрос «кого считать евреем» - достаточно сложен. Не буду здесь тратить время на его освещение. Скажу лишь, что в зависимости от определения еврейства и других аспектов оценки численности еврейского населения города колеблются от 100 до 200 тысяч человек. Но это именно оценки».
История: Евреи из европейского населения жили в Петербурге еще при Петре I, причем некоторые из них занимали значительные посты во власти. Николай I пытался выселить евреев. Приток представителей этой национальности в Северную столицу «дает» Первая и Вторая мировые войны. После Второй мировой евреи занимают в Петербурге 3-4 место по численности. Отъезд представителей этой национальности из города начинается с конца 60-х годов прошлого столетия. Сейчас в Петербурге остались только связанные со страной евреи (так называемые «русские») – все остальные, кто желал эмигрировать, уехали.
Места: Френкель отметил, что в Петербурге нет районов преимущественного сосредоточения еврейского населения.
Работа: Сферы профессиональной деятельности петербургских евреев - наука, культура, образование, бизнес.

ТАТАРЫ
Исполнительный директор Татарской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга Ирина Журавлева отмечает, что в городе по неофициальным данным проживает около 100 тысяч татар.
История: Татары – это старый этнос для Петербурга. В самом начале XVIII они переселялись в город с Поволжья (это были мастеровые, а также люди, поставлявшие лес). Отслужив в Петербург в армии, они оставались в городе – работали, к примеру, дворниками. В конце XIX века численность татар в Петербурге увеличилась, в то время представители этой национальности имели специализацию, связанную с лошадьми (извозчики, конные рынки), а также работали половыми и буфетчиками.
Места: Компактно они не селятся – «разбросаны» по всем районам города (известно, что в Красносельском районе их проживает две с половиной тысячи человек). Возможно, их больше на Петроградской стороне (здесь расположен Татарский переулок, раньше находилась Татарская слобода).
Работа: Сейчас татары трудятся во всех сферах (в том числе врачи, артисты, художники, скульпторы, работники культуры, в ресторанах), они представлены в руководстве нефтяных компаний и банков.
УКРАИНЦЫ И БЕЛОРУСЫ
По данным центра образования мигрантов, белорусов в Петербурге около 95 тысяч, украинцев - порядка 90 тысяч.
Справка "МР"
Точное число представителей той или иной национальности неизвестно. Окончательные итоги переписи 2010 года в отношении численности и национального состава населения России будут получены до 30 июня 2012 года. Но если бы они и были, принять их за чистую монету все же сложно: вряд ли переписчики спускались, к примеру, в петербургские подвалы, в которых порой проживают узбеки.
Этнограф: "Образованные представители любых наций уезжают из Петербурга"
«Русские являются представителями основной национальности в Петербурге, - говорит научный сотрудник главной категории отдела этнографии народов Кавказа и Средней Азии Российского этнографического музея Владимир Дмитриев. – За ними следуют восточно-славянские народы. Тройку самых многочисленных национальностей в Северной столице, по данным последних переписей, замыкают татары. До конца 80-х годов третьими являлись евреи, но из-за массовой эмиграции «уступили» это место». По словам Дмитриева, по численности населения к тройке лидеров приближаются азербайджанцы – те, кто приехал в Петербург, определили этот город как место постоянного проживания.
«До развала Союза узбеков в Петербурге были единицы. В последнее время наблюдается прирост «узбекско-таджикского» населения, - продолжает ученый. - Причем поток идет из необычной области для Петербурга: для нас свойственны европейские связи, а восток – это совершенно другие пути.
В XX веке Петербург вообще терял европейское население – люди возвращались в свои государства. В постсоветское время этот поток только усиливался: Петербургу в большинстве своем была необходима неквалифицированная рабочая сила, а квалифицированный труд лучше оплачивался за границей.
Сейчас есть небольшой приток (гораздо меньший, чем предполагался) русских из стран СНГ и приток так называемой трудовой миграции (в последнее время приезжают из региона Средней Азии).
Уже сейчас мы можем наблюдать отъезд части грузинского населения из Санкт-Петербурга на родину. Люди считают, что в Грузии происходят положительные перемены, и есть смысл жить там. Кроме того, идет постоянный отток русских на Запад. Да и представители образованных слоев других национальностей также будут туда уезжать».
УФМС: 1060108 иностранцев стоят на учете
По данным УФМС, в 2011 году на миграционный учёт в Санкт-Петербурге и Ленинградской области поставлено 1060108 иностранных граждан. "На миграционный учёт встают все иностранные граждане и лица без гражданства, которые находятся в субъекте РФ, - отмечает ведущий специалист-эксперт ОПОиОС УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области А. Рогов. - На основании вида на жительство проживает 6191 человек»
По информации УФМС, в 2011 году на Санкт-Петербург выделено 197253 квоты на иностранную рабочую силу (в прошлом году – 210066, в 2008 году - 236534), на Ленобласть – 17000 (в прошлом году -18367, в 2008 году - 41326). Причем требований о том, из каких стран должны приезжать рабочие, нет.
СОЦИОЛОГИ: Многие дети иностранцев считают себя русскими
Лаборатория социологии образования и науки Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ проводила исследование «Дети-мигранты в российских школах». Оказалось, что детей-мигрантов в Петербурге значительно меньше, чем принято думать – к «заметным меньшинствам» относятся всего 6,8% школьников.
Среди них азербайджанцы составляют одну пятую часть, армяне – одну шестую, представителей остальных этнических групп еще меньше. В исследовании также отмечается, что довольно много семей приезжает из других регионов России.
«Успеваемость детей в зависимости от национальности не различается, - замечает заместитель директора Санкт-Петербургского филиала Национального университета - Высшая школа экономики, заведующий лабораторией социологии образования НИУ ВШЭ Даниил Александров. - По крайней мере, на наших данных ни о каких отличиях детей по национальностям говорить невозможно. Ни в отношении учебы, ни в отношении интеграции. Все зависит от уровня образования и культурной среды в семье и от возраста, в котором ребенок приехал в Россию. Скажем, если ребенка привезли очень рано, и он ходил в детский сад в СПб, а дома родители помогают ему с уроками, то в средней школе он уже интегрирован и адаптирован на уровне местных жителей и не имеет никакого значения, из какой страны он приехал. Если же учащегося привезли в 14 лет, а русским языком до этого почти не пользовался, то опять же не имеет значения, из какой страны он приехал – подростку будет трудно адаптироваться, и школе придется затратить много усилий».
Исследование лаборатории не выявило концентрации детей-мигрантов в каких-то районах - в каждом есть одна или несколько школ, где детей мигрантов больше, чем в других школах (15-25%). Достоинствами нерусских детей учителя называли послушание, стремление учится, индивидуальные психологические свойства, но негативно оценивали успеваемость. Преподаватели отмечали, что родители мигрантов очень послушные. Как правило, они контролируют перемещения детей в школу и из нее, потому что беспокоятся за детей (нерусские дети не гуляют на улице одни).
Иноэтничные мигранты чаще, чем русские дети, называли своими друзьями родственников, детей друзей и знакомых своих родителей – это, по мнению специалистов лаборатории, подтверждает гипотезу о более плотных этнических связях мигрантов. Наиболее включены в этнические сети армянские и азербайджанские дети. Интересно, что русские дети при выборе друзей не обращают внимания на национальность, нерусские в основном дружат со «своими». В ходе исследования и дети, и взрослые отмечали, что в семье празднуют религиозные праздники, соблюдают обряды, ходят на концерты исполнителей из бывших республик (особенно азербайджанцы и армяне).
«Если говорить о том, дети каких национальностей настроены продолжить здесь учиться и остаться жить, то многое зависит от состояния дел в обществе, из которого приехала семья, - замечает Александров. - В Казахстане и Грузии состояние экономики и политики лучше, чем в других странах Евразии, и подростки из этих стран чаще думают о возможности возвращения, а не продолжения жизни в России. Надо сказать, что молодежь внимательно смотрит на возможности, и многое зависит от локальных возможностей - если есть надежда на успешную карьеру в городе, из которого приехала семья, об этом думают, а если нет, то все надежды на работу в России. И это не только экономическая прагматика, но условия жизни в целом, вера в будущее. После событий на Манежной площади многие семьи, особенно в московском регионе, стали думать о возвращении детей к бабушкам и дедушкам».
Любопытно - в ходе исследования многие нерусские дети на вопрос о том, к какому народу или национальности они себя относят, отвечали, что считают себя русскими или затруднялись с ответом.
http://www.mr7.ru/news/society/story_46499.html
promo fortovsky december 20, 2016 04:08 43
Buy for 10 tokens
История лживого освещения в СМИ уголовного дела об убийстве в 2010 году петербургского бизнесмена Хачинского Б. В., по которому незаконно осужден и отбывает заказное наказание невиновный человек. Сериалы про бандитов, просто так набрать кредитов, Музыку в 140 битов, любит наш народ! Любит наш…

Comments

Profile

эйнштейн
fortovsky
fortovsky

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek