fortovsky (fortovsky) wrote,
fortovsky
fortovsky

Categories:

В Берлине издали комикс об Александре Лукашенко



В комиксе "Убедительная победа" берлинская художница Марина Напрушкина противопоставила две версии событий декабря 2010 года в Беларуси: официальную пропагандистскую и сообщения очевидцев и независимых СМИ.

30-летняя художница и гражданская активистка Марина Напрушкина живет и работает в Берлине. Она родилась и выросла в Минске, училась в академиях изобразительного искусства в Карлсруэ и Франкфурте-на-Майне. Участница многочисленных медиапроектов и перформансов, Напрушкина не мыслит искусство вне политического контекста. Она - автор экспериментального проекта "Бюро контрпропаганды", цель которого - изучение воздействия государственной идеологии на психологию и поведение людей. В интервью Deutsche Welle Марина Напрушкина поделилась мнением о том, почему так легко управлять народом, когда нет независимых СМИ, и как искусство помогает демократизировать общество.
- Deutsche Welle: Как возникла идея комикса "Убедительная победа. Две истории, как это было на самом деле"?
- После 19 декабря прошлого года я находилась в шоковом состоянии. Мне очень захотелось как-то отреагировать на эти события. У меня возник вопрос: что может сделать в такой ситуации художник? Я начала рисовать по горячим следам событий, и сначала это было своеобразной терапией. В процессе этого возникла идея создать графическую новеллу о политической ситуации в Беларуси.

- Политический комикс - популярный вид литературы в Европе. В Германии широкую известность получил комикс Марианы Сатрапии "Персеполис" об иранской революции. Почему вы обратились к этому виду литературы и искусства?

- С помощью иллюстраций можно хорошо противопоставить те две реальности, которые сосуществуют в Беларуси в настоящее время. Мой комикс специально напечатан в виде газеты. Моя цель - не просто рассказать о том, что произошло и происходит в Беларуси, но и распространить комикс среди большого количества людей. Газета для этих целей подходит больше, чем книга. Но в будущем я хотела бы, конечно, издать комикс в виде отдельной книги.

Первая серия комикса "Убедительная победа" полностью посвящена выборам президента Беларуси, демонстрации и ее разгону. Я выстраиваю историю на контрастах. Показываю государственную версию, которая внедряется в умы масс посредством телевидения и других СМИ, и независимую версию: взгляд на события независимых журналистов, блогеров, оппозиционеров.

У государственной версии есть четкая режиссура, поэтому она обладает мощным воздействием на широкие массы. Главный "режиссер" всего происходящего - Александр Лукашенко. Альтернативная версия, по сравнению с ней, хаотична. Мне хотелось противопоставить эти две истории, чтобы показать, какое разное восприятие белорусской действительности у людей, которые пользуются государственными и независимыми источниками информации.- А о чем вторая часть?

-
Она описывает события в Беларуси и мире до апреля этого года. Начинается все с судов над участниками демонстраций, свидетельств Алеся Михалевича о пытках. Идет там речь и об экономическом кризисе в стране, о планах строительства АЭС, теракте в минском метро, о революциях в странах Северной Африке... В конце опубликована информация о том, как можно помочь политзаключенным и их семьям.

- Для кого вы создавали этот комикс?

- Мы активно распространяем его в Беларуси, разбрасываем по почтовым ящикам. Тираж русскоязычной версии - 20 тысяч экземпляров. Второй номер будет распространяться тоже там. Мне было важно, чтобы этот комикс попал в руки людей, у которых нет интернета, которые не пользуются независимыми СМИ. Переубедить человека, стоящего на стороне государственной идеологии, достаточно сложно. Но можно посеять сомнение в той информации, которая ему систематически навязывается аппаратом власти.

- А кому адресована англоязычная версия?

- Международной общественности. До 25 декабря прошлого года о событиях в Минске подробно рассказывали зарубежные СМИ, но потом информация о Беларуси практически исчезла. У европейцев создалось ощущение, что ситуация стабилизировалась, а на самом деле людей продолжали держать в СИЗО.

Мне хочется дать понять европейцам, что ситуация в Беларуси остается напряженной. Бывших кандидатов в президенты приговорили к лишению свободы сроком от пяти лет в колониях усиленного режима. Мало кто знает, в каких условиях содержались там взятые под стражу активисты и оппозиционеры, мало кто знает, что такое пытки. Иллюстрации комикса показывают это. Мы распространили эту газету в 16 европейских стран, часть комикса ушла в США и Канаду. До бундестага комикс тоже дошел.

- С какими трудностями вы сталкивались при создании комикса?

- Очень сложно было найти средства на печать и распространение. Этот проект нестандартный. Это - политический комикс, поэтому европейские художественные учреждения не видели необходимости в его поддержке. В итоге нам помогли белорусский офис немецкого Фонда имени Конрада Аденауэра в Вильнюсе и фонд Die Zeit Stiftung Ebelin. Без моих друзей, берлинских активистов, болеющих всей своей душой за Беларусь, я тоже не справилась бы.

- Тексты комикса - это плод вашей фантазии?

- Нет, это оригинальные тексты, которые я нашла в открытом доступе. При создании иллюстраций я старалась опираться на документальные источники: фотографии, видеоизображение. Это - документальный комикс. Я всего лишь хроникер с фломастером. Белорусская реальность и так полна драматизма. Выдумывать ничего не нужно.

- Чувствуете ли вы свое бессилие по отношение к режиму Лукашенко?

- Я не думаю, что мы бессильны. Искусство может сильно влиять на реальность, в которой мы живем, и способствовать становлению демократии.

- Как действует госпропаганда на белорусскую молодежь?
- Этим вопросом я сейчас занимаюсь в рамках проекта "Бюро контрпропаганды". В фокусе исследования - "Белорусский союз молодежи". Меня волнует, как режиму Лукашенко удается в эпоху открытых границ и интернета завоевывать популярность у молодых людей. Ведь белорусы могут ездить по миру, страна не закрыта. Если говорить о пяти признаках тоталитарной системы, то один из них в Беларуси отсутствует: у нас границы не закрыты.

Несмотря на это, члены "Белорусского союза молодежи" рьяно защищают госидеологию. Более того, они применяют популярные стратегии современного искусства, устраивают перформансы и используют средства современной коммуникаций в своих целях. Независимым художникам в Беларуси очень сложно работать публично, им трудно устраивать выставки или публичные акции-перформансы, но у активистов "Белорусского союза молодежи" возможностей - море, и они ими пользуются. Они - тоже элемент госпропаганды.

- Вы живете и работаете в Берлине, но часто бываете на родине. Не опасаетесь за себя?

- Не думаю, что руки белорусской власти настолько длинные, что дотянутся до Берлина. После 19 декабря я еще не была в Минске. Конечно, на границе всегда есть неприятное чувство. Но мне кажется, что в Беларуси сейчас многое меняется. Активная часть молодежи стремится к демократии, борется за свои права, за свободу. Это очень трудный и серьезный процесс. Не знаю, сколько он продлится, но думаю, что в итоге он будет успешным.
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15144019,00.html
 



 


Tags: Беларусь
Subscribe

promo fortovsky march 4, 2019 21:24 7
Buy for 10 tokens
Как оказалось, сюда не запиливал... Вчера, кстати, был День писателя, поэтому всех поэтов и литераторов, в первую очередь непризнанных, с прошедшим) Хотел быть космонавтом На Маргс свегшить полет, Потом стать офицергом Мечтал которгый год. Семью не выбиргают, А свергху нам дана, Папашка все на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments